Альметьевск глазами человека в инвалидной коляске


Анатолий Иванович живет в доме № 54 по проспекту Тукая: отсюда мы и направляемся на улицу Ленина – в мир с его улицами, пешеходными дорожками, магазинами и аптеками. Удобнее всего нам пересечь проспект Тукая и спуститься на центральную улицу города по аллее проспекта, но удобнее – на взгляд здорового человека, которому не стоит труда перешагнуть высокий бордюр. Коляска же Анатолия Ивановича, не проехав и пятидесяти метров от дома, упирается в бордюр высотой сантиметров двадцать. Путь на аллею закрыт! И мы с риском для жизни спускаемся к центральной улице по проезжей части проспекта.
– А куда деваться? Жизнь иной возможности не дает, – констатирует Анатолий Иванович.
Особенно опасно передвигаться по проезжей части после дождя: скользко и в любую минуту могут обрызгать. «Пару дней назад я ехал с работы домой по улице Девонской, – рассказывает Анатолий. – Водитель окатил так, что мало не покажется. Не в силах ехать по проезжей части из-за луж попросил двух мужчин поднять меня на тротуар».
Добравшись до пересечения проспекта Тукая с улицей Тимирязева, мы вновь не можем воспользоваться тротуаром – заезд на него для коляски непреодолим. Согласно букве закона в местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью высота бордюрного камня не может превышать 4 сантиметров. Это в теории, на практике высота бордюра зачастую выше 20 сантиметров. Причем места пересечения пешеходных путей с проезжей частью на проспекте Тукая, да и на других второстепенных улицах города выполнены по-разному: если въезд с улицы Ленина на аллею проспекта Тукая удобный для маломобильных людей, то спуститься с аллеи и пересечь улицу Тимирязева уже невозможно – бордюрный камень вне досягаемости.
Пока идем, беседуем о парковках для инвалидов. Часто их занимают здоровые люди. Если хотя бы раз сотрудники ГАИ наказали нарушителей, водители начали бы уважать права инвалидов, рассуждает Анатолий Иванович. Кстати, в городе очень мало торговых точек, снабженных парковками для автомобилей людей с ограниченными возможностями здоровья, замечает наш собеседник.
Общаясь, доходим до ул. Ленина и сворачиваем налево, на пешеходную дорожку. Первый же салон, предлагающий услуги фотографии, недоступен для героя нашей публикации – четыре ступеньки колясочнику преодолеть невозможно, а пандуса нет. По этой же причине не заехать инвалиду и в магазин красоты и заботы. А пандус, ведущий в кафе, облицован скользкой плиткой, на которой легко можно упасть.
У одного из торговых объектов замечаем откидной пандус, крепко привязанный проволокой к стене. Интересно, кто должен развязать и откинуть его? Сам инвалид? Сомневаемся, что ему это по силам.
Магазин женской одежды оснащен узким пандусом с таким уклоном, что на нем впору только на санках зимой кататься. При въезде на пандус стоит урна, заполненная мусором и привязанная цепью к перилам: неприятно и не отодвинуть. Салон мужской одежды имеет въезд для колясок, но уклон его и поперечный, и продольный больше, чем положено правилами, и поручней, чтобы удержаться на съезде, у него нет. В общем, не одеться маломобильным людям в этих магазинах.
Зато следующий магазин, торгующий верхней одеждой, вполне доступен колясочникам. Пандус широкий, с перилами, и хотя дверь магазина открывается в сторону пандуса, площадка у двери достаточного размера для разворота коляски.
Интересуемся, как Анатолий Иванович покупает лекарства. «Подъезжаю к аптеке и прошу людей, – отвечает он. – Те, у кого есть время, соглашаются выполнить мою просьбу». Направляясь к близлежащей аптеке, мы спрыгиваем с бордюра: эх, как будем возвращаться обратно? (В обычной ситуации никогда бы не обратили внимания на то, как много в городе этих злосчастных бордюров!)
Подъехав к аптеке, жмем кнопку вызова несколько раз, но к нам никто не выходит – не работает кнопочка-то. Поднявшись, обращаемся за комментариями к директору аптеки. Кнопка еще вчера была в рабочем состоянии, видимо, после дождя сломалась, говорит она и обещает разобраться в ситуации. Интересно, а что помешало с утра проверить, работает ли она.
Мы разворачиваемся, едем-идем в обратном направлении и опять упираемся в бордюр. Взглядом ищем людей, кто мог бы нам помочь. Анатолий Иванович замечает двух мужчин и просит поднять его на тротуар. Те легко соглашаются помочь, и мы продолжаем смотреть на город глазами человека в инвалидной коляске.
С тротуара легко съезжаем на проезжую часть. Такие удобные съезды и заезды только по улице Ленина, говорит Анатолий, с второстепенных улиц на тротуар не заедешь. Подъезжаем к цветочному магазину – пандуса нет. «Эх, цветов жене тут не купить! Просить кого – не то выберут!» – восклицает Анатолий Иванович и замечает, что супруга его, Татьяна Николаевна, достойна самых роскошных букетов – за преданность и поддержку.
Оплатить услуги сотовой связи в рядом находящемся салоне наш спутник тоже не сможет: подняться к магазину на коляске по горке без перил под силу только спортсмену-экстремалу.
Хорошей физической подготовкой и стальными нервами должен обладать и человек, желающий перебраться на коляске по подземному переходу с ул. Ленина на ул. Герцена. На прошлой неделе Анатолий Иванович упал, проезжая по второму спуску в этом переходе. Сначала он решил, что это произошло из-за того, что он ехал на скорости. Через пару дней, съезжая по нему во второй раз, он выключил скорость, но спуск вновь завершился падением. Тогда-то он понял, что поперечный уклон пандуса превышает норму, которая должна составлять всего 1-2 процента. Говоря проще, пандус выполнен с наклоном на внешнюю сторону, при отсутствии перил (их здесь и нет) коляску просто заваливает набок.
Мы заходим в подземный переход. Первый спуск Анатолий Иванович преодолевает без проблем. Но тут мы встречаем преграду, состоящую из двух охранников. «Здесь нельзя фотографировать! Мы позовем хозяина!» – громко заявляют они и пытаются прервать наше путешествие. Но нас не остановить. В их сопровождении мы подходим ко второму спуску. Действительно, перил нет, уклон не выдержан, сам пандус узкий и спуск с него упирается в лотки продавщиц. Ну кто так строит?!
Охранники, не добившись своего, пытаются спровоцировать на ссору нашего спутника и грозятся вызвать полицию. Да, в тот момент полиция бы нам не помешала!..
Утомленные экспериментом, мы возвращаемся домой. Поднимаемся по аллее проспекта Тукая, добравшись до ул. Тимирязева, опять спрыгиваем с высоченного бордюра и поднимаемся по проезжей части к дому Анатолия Ивановича. Наш полуторачасовой маршрут завершен.
…Здоровый человек редко задумывается о свободе передвижения: захотел – пошел. Все иначе, когда ты на инвалидной коляске. Тогда даже маленький бордюр, которого ты, передвигаясь на своих двоих, не заметишь, становится для тебя непреодолимым препятствием, а единственная ступенька перед магазином лишает тебя права выбора.
Мир должен быть доступным для всех и быть без барьеров по-настоящему, а не ради отчетов.