Анатомия органов слуха.

Анатомия органов слуха.
В нашей сегодняшней статье:
Анатомия органов слуха.

Слух. Строение органов слуха.

Известно, что люди различно воспринимают и воспроизводят звуки. Особенно это заметно при определении музыкального слуха.

- Абсолютный слух! - говорят о тех, кто может очень точно повторить услышанную мелодию. Другие же, начав петь, предположим, "Дубинушку", сами того не замечая, сбиваются на мотив песни "Во поле березонька стояла".

Отчего же зависит столь явное различие? Здесь играет роль ряд факторов - и острота слуха, и музыкальная память, и умение воспроизводить прослушанную мелодию. Но наибольшее значение имеет способность отличать высоту одного звука от высоты другого. Именно эту способность надо считать ведущей, когда заходит речь о качестве музыкального слуха.

Давно уже отмечено, что слух не является неизменным, напротив - его можно развивать. Но прежде чем рассказать о том, какие механизмы лежат в основе совершенствования музыкального слуха, рассмотрим последовательность процессов, из которых складываются слуховые ощущения и анатомию органов слуха.

Анатомия органов слуха.

От каждого источника звука распространяются волны - следующие друг за другом сжатия и разрежения окружающего воздуха. Эти волны, проникнув в наружный слуховой проход, воздействуют на барабанную перепонку - эластическую пластинку, герметически отделяющую наружное ухо от среднего. Через длинное узкое отверстие - евстахиеву трубу - среднее ухо сообщается с полостью рта.

В среднем ухе расположены маленькие косточки, которые передают колебания барабанной перепонки дальше во внутреннее ухо. Этих косточек несколько. Первая из них - молоточек - вплетена своей рукояткой в ткань барабанной перепонки. Головка молоточка связана со второй косточкой - наковальней, а та в свою очередь с третьей - стремечком. Основание стремечка закрывает так называемое овальное окно, за которым начинается внутреннее ухо. То вдавливаясь в овальное окно, то выходя из него, основание стремечка, подобно поршню, передает колебания косточек в жидкую среду внутреннего уха.

Внутреннее ухо состоит из трех отделов. Но звуковые волны воспринимает лишь один из них - улитка. Лежит она в толще височной кости и заполнена жидкостью.

Внутренняя поверхность костных стенок улитки покрыта особой оболочкой. Она, как пленка под скорлупой яйца, плотно выстилает костную основу. Благодаря особенностям строения этой внутренней перепонки все ходы внутри улитки разделены на три этажа. В среднем лежат чувствительные волосяные нервные клетки - последняя инстанция, воспринимающая колебания, которые поступают сюда через систему: барабанная перепонка - косточки среднего уха - внутриулитковая жидкость. Совокупность таких чувствительных клеток называют кортиевым органом.

 

Основание этого органа состоит как бы из множества струн различной длины. Чем ближе к верхушке улитки, тем эти струны длиннее, и от более низких звуков они начинают колебаться. На таком многострунном основании и расположены различные клетки, в том числе и волосяные. Именно в них физическая энергия звуковых волн переходит в нервный процесс слухового восприятия; он завершается в височной доле коры головного мозга, где сосредоточены центры слухового анализатора.

Запоминание и воспроизведение звуков.

Итак, путь от источника звука до головного мозга в общих чертах обрисован. Какая-нибудь мелодия, придя в мозг, запоминается именно здесь. Когда же мы хотим воспроизвести ее, то нервные импульсы из слухового анализатора в височной доле идут в переднюю центральную извилину коры головного мозга - двигательный центр. Здесь импульсы передаются именно тем клеткам, которые заведуют движениями голосовых связок, мышц лица и дыхательного аппарата. А вслед за этим процесс возбуждения от двигательных клеток распространяется по нервным проводникам к органам - исполнителям, и мы воспроизводим нужную нам мелодию.

Развитие слуха.

Хорошо тем, у кого и восприятие и воспроизведение музыкальных звуков осуществляется без помех. Но, как показали специальные исследования, около 30 процентов людей не могут с необходимой точностью различать звуки по их высоте. А следовательно, не имеют возможности правильно запоминать и точно исполнять понравившуюся мелодию. Можно ли помочь им? Ответ на этот вопрос дали оригинальные исследования научных сотрудников отделения психологии Московского университета. Сущность проведенных наблюдений сводится к следующему. Была смонтирована простейшая установка, способная воспроизводить звуки нужной высоты. Установку включали, звучала определенная нота, человеку с ослабленным звуковысотным слухом предлагали громко повторять - "тянуть" ее до тех пор, пока установка работала. Если испытуемый не мог точно воспроизвести услышанный звук, ему помогали "подстраивать" голос, пока полностью не совпадали звуки работающего прибора и голоса.

После того как человек овладевал способностью точно подстраивать свой голос, ему предлагали повторять услышанный звук, но уже не громко, а про себя. В результате голосовые связки продолжали вибрировать с нужной частотой, только очень слабо. Получалось нечто вроде того, что происходит с начинающим молотобойцем. В первое время он бьет с полного размаха и не всегда попадает в цель. Приучив же свои мышцы к точным координированным движениям, он тратит гораздо меньше сил. А работа выполняется, да еще значительно успешнее. Затем перед человеком ставили более сложные задачи: повторять ноту не одновременно со звучащим генератором, а лишь после того, как его выключали. С этого момента характер психической деятельности у исследуемого принципиально менялся. Ведь ему теперь надо было вначале запомнить звучащую ноту, то есть зафиксировать в своей памяти ее высоту, удержать на какое-то время в своем сознании ее звучание, и только после этого спеть.

Правильно выполнять такую задачу помогли предыдущие тренировки, во время которых человек привыкал напрягать голосовые связки в полном соответствии с требуемой высотой звука. Эти тренировки стали как бы фундаментом, опираясь на который, начала совершенствоваться деятельность клеток слухового анализатора.

Почему же понадобилось привлечь на помощь именно сокращения мышц? А потому, что мышцы - это как раз те органы, которыми мы умеем управлять наиболее успешно и точно. Так шаг за шагом ученым удалось развить у исследуемых способность, которой не было в начале экспериментов - способность к правильному определению высоты звуков. Острота звуковысотного слуха у большинства исследуемых заметно повысилась.

Так психологи доказали, что способности здорового человека, в частности его музыкальный слух, можно совершенствовать. Что же касается больных людей, чьи возможности слышать ухудшились вследствие органических изменений после того или иного заболевания, то здесь помочь могут врачи. И лишь потом можно будет думать о развитии музыкального слуха.

Вы должны это прочесть
Подтвердите что вы не робот:*