Инвалидное трудоустройство

О трудоустройстве и занятости таких граждан шла речь в минувший вторник на международной конференции, организованной общественным объединением "Ассоциация женщин с инвалидностью "Шырак”. Ее участниками стали представители НПО и правозащитники, а также госслужащие и члены партии "Нур Отан”, обычно с неохотой посещающие подобные мероприятия. Это объяснимо – о нуждах инвалидов упомянул в своем Послании глава государства. И чиновники тут же признали, что проблема существует.
О проекте "Будущее без барьеров” в красках рассказала руководитель центрального аппарата НДП "Нур Отан” Асель Жунусова.
- За этот период времени, немногим более чем за два месяца, уже трудоустроено более 2000 инвалидов по всей стране, – заявила она. – Во всех регионах прошли ярмарки трудоустройства, ярмарки вакансий. До конца года планируется трудоустроить более шести тысяч людей с ограниченными возможностями и провести порядка сорока ярмарок-вакансий во всех регионах….
Благостную картину отчета изрядно подпортило ее же уточнение, что "есть факты трудоустройства (инвалидов – прим. авт.) на постоянные рабочие места”. (Остальным, судя по всему, досталась временная, т.н. сезонная работа, и куда денется "работник”, когда она закончится, неизвестно. Зато чиновники получили возможность браво отрапортовать о большом количестве трудоустроенных).
- Партия сегодня берет этот вопрос на особый контроль, – с гордостью заявила Жунусова, – И мы сами тоже – сегодня в партии у нас работают два (! – прим. авт.) инвалида….
О каком блестящем будущем для лиц с ограниченными возможностями идет речь, можно только догадываться. Сама Жунусова в своем же выступлении отметила, что на сегодня более 80 процентов объектов инфраструктуры (включая учреждения образования, здравоохранения, культуры и пр.) для инвалидов банально недоступны. Даже для того, чтобы воспользоваться их услугами, не говоря уже о том, чтобы там работать.
- Судя по поступающим жалобам, в данной сфере имеются значительные проблемы, требующие серьезного анализа, – считает руководитель Национального центра по правам человека в РК Вячеслав Калюжный. – Люди с инвалидностью сталкиваются с барьерами, которые многим уже стали привычными.
Работодатели, как можно догадаться, трудоустраивать инвалидов желанием не горят. Для этого ведь придется специально обустраивать их рабочие места. Да и не факт, что такие специалисты имеют необходимую квалификацию. Ведь инвалиду, чтобы получить образование в нашей стране, надо очень постараться. Школьник с ограниченными возможностями, по сути, лишен доступа в школу, а получаемое им образование на дому намного ниже качеством. Специализированных средних и высших учебных заведений в Казахстане тоже нет. В результате инвалид, и без того в силу своего увечья, изначально поставленный в неравные условия со здоровым, уступает ему и в рабочих навыках, а посему намного менее конкурентоспособен на рынке труда.
За рубежом эта проблема решается при помощи налогового регулирования и государственного субсидирования. Предприятия, трудоустраивающие инвалидов, имеют реальные, серьезные льготы или получают дополнительные компенсации от государства. У нас же стимулов для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями банально нет. Не считать же таковыми возможный штраф в несколько МРП.
- Люди с ограниченными возможностями должны быть востребованы, как и любые другие граждане, – считает Вячеслав Калюжный. – Сегодня нарастает мощь по использованию новых информационных технологий. В связи с развитием Интернета возникает много возможностей по развитию трудоустройства людей с инвалидностью. Они могут работать дистанционно, не выходя из дома….
Осталось только найти того доброго дядю, который поставит инвалиду компьютер, (на пособие по инвалидности такой агрегат не купишь), а также оплатит услуги связи и курс обучения. Но у нас, как правило, принято "давать не рыбу, а удочку”, при этом начисто игнорируя тот факт, что в казахстанской степи водоемы редкость.
Впрочем, как показывает практика, отказать инвалиду в трудоустройстве нетрудно – достаточно просто заявить, что он негоден по состоянию здоровья. Иначе с чего бы чиновники Минтруда озаботились здоровьем инвалидов, (хотя это по всем параметрам обязанности Минздрава).
- Когда мы говорим о занятости инвалидов, в первую очередь мы должны определить, кто может работать, – заявила представитель Министерства труда и социальной защиты населения Гульнар Токсеитова. – Говорить о трудоустройстве всех категорий инвалидов невозможно – в связи с состоянием их здоровья. Мы сделали глубокий анализ. Из 401 тысячи инвалидов трудоспособного возраста у нас в стране 98 тысяч предположительно могут работать. А когда мы уже провели опросы, подвели итоги, то выяснилось, что порядка 25 тысяч инвалидов реально хотели бы работать. Но хотеть работать и состояние здоровья – это разные вещи.
Неудивительно, что при таком подходе занятость инвалидов в нашей стране очень низкая – 12% от всех трудоспособных лиц. Словом, неполноценность системы трудоустройства инвалидов налицо.
Меруерт Касымова
Источник: http://camonitor.com/