Уникальные игрушки для особенных детей

Так в реабилитационном центре «Топаз», в городе Борзя, где в этом году начала свою работу лекотека, проходят индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития.
Их проводили и раньше, только все необходимое пособия специалистам центра приходилось изготавливать самим. Замечательное оборудование , полученное в рамках реализации региональной программы «Право быть равным» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, расширило возможности обучения в игровой форме. Родители ребятишек с особенностями развития уже смогли оценить преимущества хранилища игрушек – так переводится на русский язык слово «лекотека».
Антоша с мамой реабилитационный центрпосещают с 2010 года. Именно с мамой, потому что родители являются полноправными участниками реабилитационного процесса. Они присутствуют на всех занятиях и сами учатся у педагогов чтобы дома закреплять все навыки, которые получают их дети. «нам позвонили специалисты и сообщили, что поступила лекотека, - рассказала мама Антона. – Мы приходим в центр каждый день, на два часа. Уже заметен прогресс, потому что Антоша - мальчик неусидчивый, ему сложно концентрироваться, а здесь он играет с у довольствием и каждый раз чему-нибудь учится. Теперь нам два часа мало, я с трудом увожу его домой, так ему здесь нравится».
Антошка вначале спрятавшийся от чужих людей в домик, понемногу освоился. По просьбе воспитателя деловито достал из корзинки пластмассовые кусочки хлеба, сыра, колбасы и ловко приготовил бутерброд. Воодушевленный похвалой мальчик подошел к игрушечной плите, показал, что на ней можно готовить. К нему присоединился Владик, и малыши, объединив усилия, с-удовольствием стали накрывать стол. Чего только нет в корзинке: фрукты, булочки, сыр, тарталетки! Выполнены все пособия качественно и почти не отличаются от настоящих, поэтому ребятишки, порой, пробуют их надкусить.
Детей в лекотеке ежедневно принимают пять специалистов и с каждым работают индивидуально. Когда в центр поступило уникальное оборудование, то два специалиста были направлены на курсы в Москву, а остальных они уже обучали на месте. В центре разработана специальная программа, которая включает различные подпрограммы. Это песочная, и пальчиковая терапия, и занятия в спортивном комплексе. «С каждым ребенком специалист работает не менее 15 минут, - рассказывает инструктор по физическому развитию Ольга Кисель . – Потом ребятишки собираются в общем зале и выбирают себе занятия по душе. Они с удовольствием барахтаются в сухом бассейне с шариками, складывают пазлы, расставляют игрушечную мебель, играют машинами».
Кстати, сухой бассейн выполняет не только развлекательную функцию, потому что шарики производят массажный эффект на все тело ребенка, что важно для психики и физического самочувствия. Такой эффект достигает и в складывании пазлов: малыши, прикасаясь ладошками и ступнями к собранным коврикам, незаметно получают определенную долю массажа, у них активизируется тактильные ощущения.
- Диагноз – детский церебральный паралич – нам был поставлен в пятимесячном возрасте. дома с ребенком занимались, бывали в центре, теперь стали посещать ежедневно, - поделилась мама Нади. – Надюше тут очень нравится, она активнее стала, научилась правильно называть цвета. Я здесь получаю все необходимые рекомендации, дома продолжаю заниматься с дочкой. У нас теперь одна проблема - не хочется уходить отсюда. Это просто здорово, что для наших ребятишек придумали такое оборудование.
Специалисты реабилитационного центра выявляют семьи, в которых воспитывают детей с особенностями развития и настойчиво советуют родителям побывать в лекотеке. « У нас недавно появился мальчик¸ который вместе с мамой просидел дома почти семь лет, - рассказала заведующая отделением Ирина Скорнякова. – как трудно было в первые дни и педагогам, и маме, и самому малышу. Он закрывал руками лицо, ни в какую не шел в контакт и вот, наконец, первое достижение мальчика - мальчик поднял голову и посмотрел на педагога, на следующий день он несколько минут спокойно посидел за столиком, погрузил в песок пальчики. Мы все так этому радовались! Потом стало сложно его переключить на другое занятие, потому что Данилка кричал, упирался. Теперь он спокойно подает воспитателю руку и идет с ним к бассейну, играет».
Занятия в лекотеке бесплатные и никак не отражаются на семейном бюджете, а шанс сформировать у ребенка предпосылки учебной деятельности, развить речь, сенсорные навыки – очень велики. И мамы, и специалисты центра едины в своем мнении: если у ребенка есть какие-то особенности в развитии, то не надо ставить крест на себе и малыше. Нужно обязательно выбираться из этой скорлупы и идите за помощью, а потом вместе со всеми радоваться тому, как непоседливый спокойно играет, малыш начинает рисовать, смеяться, общаться. Два часа, ежедневно проведенные в лекотеке, могут дать ребенку неизмеримо больше, чем неопытная мама за все годы его жизни. Не оставайтесь наедине с бедой, приходите в реабилитационный центр.